суббота, 7 апреля 2012 г.

О влиянии благих намерений закона на перспективы предпринимательства

Александр Шиляев

Вот прямое подтверждение известному высказыванию, что благие намерения ведут в ад. Может ли законодательство создавать предпочтительные условия для крупных компаний, тем самым, неявно способствуя дальнейшему укреплению их рыночной власти? По идее, не должно, если рассматривается государством и обществом как институт, предназначенный для восстановления и поддержания постоянно попираемой справедливости. Скорее, отсутствие необходимых законов способствует выходу наружу враждебных хищнических инстинктов, нацеленных на достижение доминирующего положения любыми способами, а законы, пусть даже и не идеальные (а кто видел другие?) должны, вводя равные и обязательные для всех правила игры, противодействовать подобным проявлениям не самых лучших черт человеческой натуры. Собственно, с единственно данной целью и принимается и постоянно совершенствуется антимонопольное законодательство.

Но, оказывается, столь лелеемый и всячески отстаиваемый принцип равенства перед законом работает в нужную сторону далеко не во всех ситуациях. И когда государство этого не видит или не понимает, то получается, что у него правая рука не знает, что делает левая, правда, не в том смысле, в каком принято использовать эту фразу. Типичный пример закона, который, наоборот, всецело потворствует крупному бизнесу и никоим образом не способствует созданию равных условий для осуществления предпринимательской деятельности - это Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Тот порядок, что для предприятий разного масштаба кодекс за одинаковые правонарушения "по справедливости" подразумевает и одинаковое наказание, ставит предприятия, если они существенно отличаются масштабами, в неравные условия. Так, если для бюджетов крупных предприятий большие административные штрафы могут пройти незамеченными, то для многих малых предприятий такой штраф может поставить под вопрос весь бизнес. Хотя в экономике принято все оценивать в денежном измерении, но ценности таких потерь и последствий, очевидно, для крупного бизнеса и для малого к номинальному выражению штрафных санкций никак приравнять нельзя.

Вот вопрос, о котором экономистам и политикам только предстоит подумать. Но желательно раньше, чем позднее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий