Александр Шиляев
Вместо эпиграфа
Недавно за беседой пенял чиновникам, когда, мол, вы уже
угомонитесь со своими директивами и наставлениями, со всей этой отчетностью, а
то ведь уже совсем не смешно становится? А они мне в ответ: что Вы, что Вы,
меньше стало, раньше больше было. А сами сидят, что-то пишут, головы не поднимают,
кого-то из-за бумаг вообще не видно.
Может быть, кому-то, и правда, бумажную волокиту и удалось
подсократить. Я даже примерно знаю, где и кому, и спасибо им за это. Но каждый
чиновник, он ведь только за свое ведомство отвечает, следовательно, вся картина
целиком ему не видна. И я вот никак не могу разделить того оптимизма, которым
меня в очередной раз пытались заразить. С другой стороны, я понимаю, что бюрократизм
– это не какая-то российская исключительность, во всем мире писать стали
больше. И это объяснимо, − как же еще управленцы всех уровней оценят
эффективность работы вверенных им ведомств, организаций, компаний и целых
государств, если не будут получать своевременную и исчерпывающую информацию обо
всех сторонах их деятельности? Наверное, никак, и другого способа не придумали
пока. Но мера должна быть во всем. Бесконечно так тоже продолжаться не может.
Вот и глава правительства, случись ему услышать мои
роптания, думаю, согласился бы со мной. А я, в свою очередь, с ним не могу не
согласиться (по крайней мере, со сказанным):
«Нам нужно сделать 100 шагов вперёд – подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса. Что это в реальной жизни означает? Какие нужно сделать конкретные шаги? Всё предельно прагматично и прозаично. Сроки подключения к сетям, например, к сетям энергоснабжения, должны сократиться практически в 4 раза. Бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчётности в 3 раза меньше времени, чем сейчас. Грузовая фура будет пересекать таможню в 7 раз быстрее, чем сейчас. Чтобы получить разрешение на строительство объекта, понадобится в 5 раз меньше времени, чем сейчас, и в 3 раза меньше различных бумаг. Так должно быть во всём».
Но количество, это даже не главное и не самое страшное в
наших условиях. У нас столько начальников и ведомств, считающих своим долгом
непременно выпустить какую-нибудь указивку, у нас столько суеты в
законотворческом процессе, столько путаницы в документах, столько несогласия
между ведомствами, столько многословной косноязычности (или косноязычной
многословности), что диву даешься, пытаясь понять, как же это все до сих пор
еще работает? Если начать сейчас вспоминать всякие чудачества наших ведомств
только за последний год, то не хватит ни пальцев, ни времени, ни желания. Но
вот совсем свежее, актуальное, показывающее, как можно любую ситуацию довести
до абсурда:
«Первое, на что я хочу обратить внимание, это объем документа. Текст нового постановления 10-м шрифтом занимает 47 страниц формата А4. Для сравнения, текст предшествовавшего ему аналогичного постановления занимал 26 страниц. Текст Конституции Российской Федерации занимает 28 страниц. Возникает вопрос, до какой же степени и для какой цели нужно так усложнить, в сущности, простые вещи, чтобы инструкция по заполнению документа, мало отличающегося по содержанию от обычной накладной, превосходила по объему Основной закон великой страны почти в 2 раза?!».
(Советую прочитать материал целиком, он многим может оказаться полезным именно
для работы, а не ерничанья, хотя для целей последнего экземпляр просто шикарный.)
Вот так и живем.
Более того и хуже того, создается впечатление, что наши
чиновники уже толком не знают, чего и сколько они напринимали, сами запутались
в этом окончательно и бесповоротно и уже просто плывут по течению. Вот если вы
пройдете на сайт Роспотребнадзора по этой ссылке,
то увидите такую надпись: «Полный перечень действующих санитарных правил и их
тексты расположены здесь».
Если вы пройдете по указанной ссылке на сайт ФБУЗ ИМЦ «Экспертиза», то никакого
полного перечня, тем более, действующих документов там нет и в помине. Многие
чиновники, на самом деле, витают в облаках, когда изобретают правила, по
которым мы должны жить, совершенно, как говорится, не нюхали пороха. Вот и
премьер сначала нагромоздил планов громадье, а на следующий день сам же и засомневался:
«…нам нужно вместе с вами найти такие инструменты, такие способы достижения этих целей, которые бы эти цели делали реалистичными. Нужно выработать, найти, посмотреть, применить к нам самые лучшие мировые практики, с тем чтобы это реально заработало. Когда я говорил, что фура должна в 7 раз быстрее проходить через таможню, – значит, нужно посмотреть, как на практике сегодня складывается эта работа. Или говорим там о регистрациях – значит, как это функционирует в реальной жизни, чего не хватает, что конкретно до сих пор мешает».
Но послушайте, если чиновники сами толком не знают, что у
них где лежит, то где же бедному предпринимателю, руководителю или
ответственному работнику любого другого учреждения или организации разобраться
во всем этом хозяйстве. А незнание закона не освобождает от ответственности. Вот
и пощипывают незадачливых граждан все кому не лень. Все то, о чем мы тут
говорим, возможно, совершенно не актуально для крупных компаний, которые
содержат целый штат юристов, адвокатов, счетоводов, аудиторов, и благодаря
которым многие нормативные акты появляются на свет именно в том виде, в каком
они и появляются. Хотя, как это может их не волновать вовсе, если посчитать все
затраты, которые они несут на организацию всех этих служб? Есть также и те, кто
так или иначе уже в теме, кто более или менее знает, что, где и почем, куда
обратиться в том или ином случае, кто уже имеет опыт управленческий либо
организации кого-то дела, ведения проекта. Таких тоже так просто на испуг не
возьмешь. Но есть и те, которые только вступают «в жизнь». Возьмем начинающего
предпринимателя. Куда ему пойти, где и у кого узнать все, что нужно, чтобы
начать свой бизнес и при этом во всем угодить государству? Некуда и негде.
Итак, как заставить чиновников прочувствовать всю абсурдность
и непроизводительность творимого ими нормативного безрассудства? Как заставить их
погрузиться в пучину этой бессмыслицы? Выходы есть.
Думаю, многие услышали от премьера и кандидата в президенты
то, что, по меньшей мере, хотели услышать. Но пока суд да дело, пока мы будем
брать эти веса и рубежи, предлагаю правительству сделать сущую малость. Пусть
чиновники разных ведомств объединятся и сделают пошаговые инструкции для
предпринимателей (для организаторов общественных организаций и пр.) со ссылками
на необходимые документы, что нужно сделать, чтобы, например, открыть ресторан,
гостиницу, школу, бензоколонку и т.д. И чтобы там было ясно и четко написано, в
каком ведомстве, в какие сроки и за какие деньги какие бумаги следует получить,
какими инструкциями руководствоваться, выполнение каких требований обеспечить
заранее и т.п. Пошагово. Чтобы человек мог заранее все прочитать в одном месте
и подсчитать пусть даже грубо, сколько сил, времени и средств ему придется от
себя отнять, чтобы осуществить задуманное, и стоит ли это того, и будет ли ему
задумка по силам. А не так, чтобы реализация проекта напоминала сказку, − чем
дальше, тем страшнее. Конечно, можно (и нужно) сначала подковаться
теоретически, а потом уже пускаться во все тяжкие. И умные (и многие) люди так
и поступают. Но опыт показывает, что всего учесть и узнать нельзя. Так вот я
предлагаю проблему обобщения всей имеющей отношение к тому или другому делу
информации возложить на тех, кто занимается нормотворчеством. Другими словами,
если уж государство взялось за оказание услуг населению, то пусть подходит к
вопросу творчески. Надеюсь, современные технологии помогут крючкотворцам
сделать эту работу приятной. А говорить о том, что такие пособия должны
обновляться по мере внесения изменений в нормативную базу (а уж за этим-то дело
не станет, не сомневаюсь!) и вовсе смысла не имеет.
Если заставить чиновников собственной кожей прочувствовать несовместимость
с жизнью многих своих установлений и установлений своих коллег, возможно, завтра
они начнут относиться к своим обязанностям и своей роли в жизни общества более
осмысленно. У каждой чиновничьей глупости есть свой автор или авторы. Их
необходимо сделать ответственными за последствия. Мы здесь не будем обсуждать
механизм, он достаточно прост. Главное, чтобы соблюдался принцип, чтобы
наказание было неотвратимым. Если этого не сделать, то дураки в России не
переведутся. К сожалению, «лояльность» к дуракам – отличительная и очень слабая
черта нынешнего правительства. Отношение к дуракам надо менять.
Возможно ли такое вообще? Вполне. В этой связи мне вспомнился один пример, который в одном из своих выступлений привел Дмитрий
Скурихин, директор школы, победитель всероссийского конкурса «Директор школы –
2011». Возможно, нашим слугам народа такая идея покажется дикостью и
святотатством, но в других странах она работает. Я сейчас точно уже не помню
точных фраз, но суть части выступления была такова. Директор школы сетовал на
то, что на отпуск у учителей и директоров российских школ времени практически
не остается, так как после окончания учебного года они вынуждены заниматься
подготовкой школы к следующему учебному году, выполняя море предписаний,
составленных и оставленных им чиновниками, разъехавшимися по отпускам. Перед
началом учебного года эти чиновники принимают здание школы, а директор,
естественно, оправдывается, почему ему не удалось выполнить все инструкции. В
цивилизованных странах работа поставлена иначе. Там директор принимает в начале
учебного года здание у муниципалитета, которому, выполнив свою работу, сдает
ключи по окончании учебного года. Задача же муниципалитета за период каникул и
отпусков провести все необходимые работы с соблюдением всех (отчасти своих же
собственных) стандартов и предписаний. Представляете, какая пропасть между нами
разверзлась? Поэтому что бы наши чиновники ни говорили, как бы ни пытались нас
успокаивать, двигаться им есть куда. И, ох, как еще далеко!
P.S. В этом смысле вступление России в ВТО и другие международные организации пойдет нам только на пользу. Это заставит нас не изобретать собственный велосипед о пяти треугольных колесах, а приводить свое законодательство в соответствие с международными нормами.
P.S. В этом смысле вступление России в ВТО и другие международные организации пойдет нам только на пользу. Это заставит нас не изобретать собственный велосипед о пяти треугольных колесах, а приводить свое законодательство в соответствие с международными нормами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий