Александр Шиляев
Если одни фирмы в сравнении с конкурентами могут назначать за аналогичную продукцию более высокие цены, значит, они могут платить своим работникам более высокие зарплаты. Именно так многие и поступают. Причем, регулярно и систематически, внося свой "законный" вклад в рост неравенства доходов. David Card, Jörg Heining, Patrick Kline показали это в своей работе на примере рынка труда в Германии (работа на сайте NBER).
Если кратко, то выводы таковы: разница в зарплатах между более образованными и менее образованными работниками растет; более образованные (квалифицированные) работники концентрируются в более "хороших" фирмах (авторы говорят о "хороших" и "плохих" рабочих местах) и наоборот, и данная избирательность также усиливается; и то же самое происходит с разницей в уровне оплаты труда работников в "хороших" и "плохих" компаниях.
Если все сказанное верно и для других стран (а почему там должно быть как-то иначе?), для фискальных политиков возникает важный вопрос: если применительно к физическим лицам в большинстве развитых стран кажется нормальным применение более высоких ставок налогов (на доходы), то не следует ли ту же логику распространить и на коммерческие организации -- большие платят корпоративные налоги по более высоким ставкам, маленькие по более низким (если такие правила и есть, то они действуют далеко не для всех и не везде, не говоря уже о том, что власти при их введении руководствуются совсем другими соображениями, нежели снижение уровня неравенства в доходах, возникающего вследствие отраслевых и корпоративных различий).
Другими словами, можно ли будет поддержать менее обеспеченные, но желающие трудиться слои населения (менее образованные, подготовленные, имеющие непривлекательные для рынка труда профессии и пр.) более экономическими методами, чем изобретение очередной правительственной социальной программы, подразумевающей очередной механизм перераспределения бюджетных средств без создания для получателей сколь-либо действенных и эффективных стимулов? Кажется, о таком варианте политики задумываются в последнюю очередь (возможно, в силу разных причин, в т.ч. исключительных лоббистских способностей корпоративного сектора и практически полного отсутствия таковых у малых предпринимателей), концентрируя все усилия на гражданах (например, США и Франция).
Если одни фирмы в сравнении с конкурентами могут назначать за аналогичную продукцию более высокие цены, значит, они могут платить своим работникам более высокие зарплаты. Именно так многие и поступают. Причем, регулярно и систематически, внося свой "законный" вклад в рост неравенства доходов. David Card, Jörg Heining, Patrick Kline показали это в своей работе на примере рынка труда в Германии (работа на сайте NBER).
Если кратко, то выводы таковы: разница в зарплатах между более образованными и менее образованными работниками растет; более образованные (квалифицированные) работники концентрируются в более "хороших" фирмах (авторы говорят о "хороших" и "плохих" рабочих местах) и наоборот, и данная избирательность также усиливается; и то же самое происходит с разницей в уровне оплаты труда работников в "хороших" и "плохих" компаниях.
Если все сказанное верно и для других стран (а почему там должно быть как-то иначе?), для фискальных политиков возникает важный вопрос: если применительно к физическим лицам в большинстве развитых стран кажется нормальным применение более высоких ставок налогов (на доходы), то не следует ли ту же логику распространить и на коммерческие организации -- большие платят корпоративные налоги по более высоким ставкам, маленькие по более низким (если такие правила и есть, то они действуют далеко не для всех и не везде, не говоря уже о том, что власти при их введении руководствуются совсем другими соображениями, нежели снижение уровня неравенства в доходах, возникающего вследствие отраслевых и корпоративных различий).
Другими словами, можно ли будет поддержать менее обеспеченные, но желающие трудиться слои населения (менее образованные, подготовленные, имеющие непривлекательные для рынка труда профессии и пр.) более экономическими методами, чем изобретение очередной правительственной социальной программы, подразумевающей очередной механизм перераспределения бюджетных средств без создания для получателей сколь-либо действенных и эффективных стимулов? Кажется, о таком варианте политики задумываются в последнюю очередь (возможно, в силу разных причин, в т.ч. исключительных лоббистских способностей корпоративного сектора и практически полного отсутствия таковых у малых предпринимателей), концентрируя все усилия на гражданах (например, США и Франция).
Комментариев нет:
Отправить комментарий