воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Как учить экономике?

Александр Шиляев

Экономисты взялись спасать свои шкуры. Страсти и споры кипят совсем нешуточные. Выясняют отношения, ищут, кто прав, а кто виноват, кто проглядел кризис, а кто первым его предвосхитил, чья позиция вернее и т.д. Овчинка определенно стоит выделки. Ведь сейчас, по большому счету, во многом решается судьба профессии. Или экономистам и дальше удастся остаться в советниках у власти (конечно, уж совсем они никуда не денутся в любом случае), или, если им не удастся приблизиться к реалиям жизни и спуститься с небес, отношение к ним будет не лучше, чем к каким-нибудь гадалкам и бабкам-повитухам.

Но об одной вещи упорно никто не хочет говорить: как и чему учить студентов - будущих экономистов дальше? С одной стороны, это можно объяснить. Сначала экономистам самим надо понять, кто же они - больше ученые или экстрасенсы, достигла ли их дисциплина того уровня развития, чтобы ее можно было подпускать к практике или находится пока еще на уровне развития алхимии эпохи Возрождения? С другой стороны, и раньше, когда гром еще не грянул, экономисты не слишком жаловали эту тему. Видимо, искренне верили, что студентам слова не давали. Типичное отношение мастера средневекового цеха к своим ученикам. Но времена сейчас другие, и у студентов свобод куда больше (об этом чуть ниже). И мне кажется, что совсем не в интересах профессии замалчивать данную тему.

Поэтому я очень порадовался, когда увидел совсем небольшую заметку Андреа Микоччи (Andrea Micocci) на эту тему в информационном бюллетене Всемирной экономической ассоциации (между прочим, недавнее учреждение WEA (World Economic Association) - отдельная и весьма примечательная тема). По словам Ms. Андреа нам не следует особо переживать о засильи экономики мейнстрима в университетах. Достаточно добавить в курсы исторической перспективы, и процесс критического мышления у студентов запустится сам собою, и "они без труда распознают всю абсурдность доминирующих в экономике воззрений". Темы Homo Oeconomicus, рынков и равновесия, маржинализма, инноваций и международной торговли вполне подойдут для этих целей. Но для этого студенты должны иметь более широкую перспективу, больше пространства, которое бы охватывал тот или иной курс. Современные учебники не предоставляют такой возможности. Таким образом, программы и сам подход к обучению студентов нуждаются в изменениях. С другой стороны, опыт Андреа показывает, что ничто не мешает уже сейчас начать делать это. Я не знаю, достаточно ли будет этих мер, но то, что вопрос созрел окончательно - это определенно.

Источник:
http://www.worldeconomicsassociation.org/Newsletter/Issue1.pdf
Сами же студенты, видимо, потерявши надежду дождаться "правды" от преподавателей, голосуют ногами, отказываясь продолжать учебу в духе старых традиций. Причем, студенты не какого-то заштатного вуза, а Гарвардского университета:


"...a group of Harvard under­graduate students walked out of introductory economics and wrote, “Today, we are walking out of your class, ­Economics 101, in order to express our discontent with the bias inherent in this introductory economics course. We are deeply concerned about the way that this bias affects students, the University, and our greater society.”"


Студенты курса Economics 10 Грегори Мэнкью (Greg Mankiw) отказались посещать его занятия, направив профессору письмо следующего содержания (приводим полностью на языке оригинала):
Wednesday November 2, 2011
Dear Professor Mankiw—
Today, we are walking out of your class, Economics 10, in order to express our discontent with the bias inherent in this introductory economics course. We are deeply concerned about the way that this bias affects students, the University, and our greater society.
As Harvard undergraduates, we enrolled in Economics 10 hoping to gain a broad and introductory foundation of economic theory that would assist us in our various intellectual pursuits and diverse disciplines, which range from Economics, to Government, to Environmental Sciences and Public Policy, and beyond. Instead, we found a course that espouses a specific—and limited—view of economics that we believe perpetuates problematic and inefficient systems of economic inequality in our society today.
A legitimate academic study of economics must include a critical discussion of both the benefits and flaws of different economic simplifying models. As your class does not include primary sources and rarely features articles from academic journals, we have very little access to alternative approaches to economics. There is no justification for presenting Adam Smith’s economic theories as more fundamental or basic than, for example, Keynesian theory.
Care in presenting an unbiased perspective on economics is particularly important for an introductory course of 700 students that nominally provides a sound foundation for further study in economics. Many Harvard students do not have the ability to opt out of Economics 10. This class is required for Economics and Environmental Science and Public Policy concentrators, while Social Studies concentrators must take an introductory economics course—and the only other eligible class, Professor Steven Margolin’s class Critical Perspectives on Economics, is only offered every other year (and not this year).  Many other students simply desire an analytic understanding of economics as part of a quality liberal arts education. Furthermore, Economics 10 makes it difficult for subsequent economics courses to teach effectively as it offers only one heavily skewed perspective rather than a solid grounding on which other courses can expand. Students should not be expected to avoid this class—or the whole discipline of economics—as a method of expressing discontent.
Harvard graduates play major roles in the financial institutions and in shaping public policy around the world. If Harvard fails to equip its students with a broad and critical understanding of economics, their actions are likely to harm the global financial system. The last five years of economic turmoil have been proof enough of this.
We are walking out today to join a Boston-wide march protesting the corporatization of higher education as part of the global Occupy movement. Since the biased nature of Economics 10 contributes to and symbolizes the increasing economic inequality in America, we are walking out of your class today both to protest your inadequate discussion of basic economic theory and to lend our support to a movement that is changing American discourse on economic injustice. Professor Mankiw, we ask that you take our concerns and our walk-out seriously.
Sincerely,
Concerned students of Economics 10


Хочу между прочим обратить ваше внимание на эти строки:
Harvard graduates play major roles in the financial institutions and in shaping public policy around the world. If Harvard fails to equip its students with a broad and critical understanding of economics, their actions are likely to harm the global financial system. The last five years of economic turmoil have been proof enough of this.
Удивительно, но студенты оказываются более ответственными и дальновидными, здравомыслящими и мудрыми, чем их обласканные бесчетными почестями и привилегиями учителя.


Определенно, даже пожизненным профессорам даже Гарвардского университета стоило бы задуматься над тем, что они делают не так на протяжении уже многих десятилетий и найти в своем плотном графике время для обсуждения вопроса, с которого начинается данная заметка и который беспокоит сегодня далеко не только ее автора. А уж про непожизненных профессоров негарвардских российских университетов я здесь вообще молчу. Об этом впереди еще будет отдельный разговор. И долгий.

1 комментарий:

  1. Критика, призывы учиться, делиться идеями – хорошо, что предлагаете сами?

    ОтветитьУдалить

Нестраховой случай

Американцы опять как мураши неутомимо трудятся над надуванием очередного пузыря. На сей раз в страховой сфере (опять финансовый сектор, бол...