вторник, 21 февраля 2012 г.

Эффективность vs Справедливость

Александр Шиляев

В продолжение темы растущего неравенства, требований социальной справедливости и ответственности, не забывая при этом про соображения эффективности и повышения производительности. Где баланс и как его найти?

Для начала предлагаю два текста: один полуторалетней давности, стенограмма заседания правительства, как раз в тот период, когда жаркое лето 2010 года заставило государство выручать из беды и отвечать бюджетными деньгами за безответственность части населения (у которого сгорело незастрахованное имущество) и бизнесменов-предпринимателей (большей частью фермеров, у которых пропал незастрахованный урожай); другой - предпоследняя статья В.В. Путина, посвященная, как видно из названия, вопросам социальной политики в России на ближайшую перспективу.

Почему и при чем эти два текста? Я думаю, что на содержание нынешней статьи и на мысли кандидата в президенты В.В. Путина относительно того, как должно выглядеть российское здание под названием "социальная справедливость", оказали влияние и события того памятного лета, и вообще последнего кризиса, который усугубился летом 2010 года. Поэтому первый текст приводится здесь для сравнения и для освежения некоторых недавних, но важных исторических моментов.

Текст 1

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

20 августа 2010

Говоря о влиянии климатической аномалии и засухи на сельское хозяйство, В.В.Путин также сообщил, что сегодня подписано Постановление о субсидировании процентных ставок по пролонгированным кредитам АПК.
Кроме того, В.В.Путин объявил о назначении В.Н.Маслякова новым руководителем Рослесхоза. Премьер сообщил, что в настоящее время также прорабатывается вопрос о передаче Федерального агентства лесного хозяйства в непосредственное ведение Правительства России.
Касаясь основного вопроса повестки дня - об эффективности деятельности органов власти субъектов РФ за 2009 год, - глава Правительства отметил, что, несмотря на трудности кризисного периода, удалось сохранить важнейшие позитивные тенденции развития страны. Вместе с тем, по словам В.В.Путина, нельзя не замечать и серьёзных проблем. Одна из них - по-прежнему недопустимо высокие, неэффективные бюджетные расходы, что особенно заметно в образовании и здравоохранении. В этой связи Премьер также затронул еще одну серьёзную проблему - раздутые штаты региональных и муниципальных чиновников.


Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), Вы 17 августа приняли участие в работе Таможенной комиссии - комиссии Таможенного союза Казахстана, Белоруссии и России. Пожалуйста, какие результаты?
И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, как Вы знаете, Таможенный кодекс Таможенного союза для трёх государств, включая Белоруссию, вступил в силу с 6 июля этого года. Для России и Казахстана он вступил в силу с 1 июля этого года. И на протяжении всех этих недель до настоящего момента таможенная служба работала достаточно активно, как я Вам и ранее докладывал. Существуют «горячие линии», по которым граждане и предприниматели, которые сталкивались с определёнными проблемами, проходя таможенный контроль, могут обратиться с жалобой или за разрешением той ситуации, которая складывается.
Во время заседания комиссии Таможенного союза, которое состоялось 17 августа, мы подробным образом изучили, как в настоящий момент происходят оформление таможенных грузов и таможенный контроль. Дело в том, что при подписании протокола об изъятиях, который был подписан вместе с решением о создании единой таможенной территории, на таможенные органы Российской Федерации возлагалась ответственность, с тем чтобы определённые грузы, которые проходят через таможенную границу, оформлялись, по ним осуществлялся контроль, и перечень таких грузов достаточно объёмный. По перемещению товаров из Республики Казахстан - это 409 позиций, а также те товары, по которым имеются специальные антидемпинговые компенсационные меры. Мы тоже должны по таким товарам, поскольку мы унифицировали торговый режим с Казахстаном и Белоруссией, - мы по таким товарам также должны осуществлять контроль и оформление. Так же, как Вы знаете, по легковым автомобилям: мы договорились, предприняли определенные меры для того, чтобы подержанные автомобили, которые завезены на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан, не попали в свободное обращение в Российской Федерации. И получилось так, что фактически при перемещении грузов через границу Россия-Белоруссия и Россия-Казахстан оформление грузов стало даже сложнее, чем до 1 июля, хотя нормы Таможенного кодекса и в целом работа по принятию Таможенного кодекса и вся наша предварительная работа были направлены на то, чтобы эти процедуры были упрощены.
Таможенная служба Российской Федерации в заседании комиссии принимала участие, и все вместе мы выработали следующий алгоритм работы, который теперь соответствующими актами таможенной службы подтвержден, и с 18 августа действует новый упрощённый порядок перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Казахстана.
По товарам, которые выпущены в свободное обращение. Таможенными органами Республики Беларусь и Казахстана эти товары перемещаются через госграницу без таможенного контроля, с предъявлением обычных или стандартных документов товаросопроводительного свойства, как то: транспортная накладная и коммерческий документ, который сопровождает, как правило, груз. По товарам, которые произведены в Республике Беларусь и в Казахстане, также не осуществляется таможенный контроль, и при пересечении груза через границу предъявляются те же самые документы: транспортная накладная и коммерческий документ, который сопровождает груз.
По другим товарам, по которым должен осуществляться контроль, - то есть это перечень по изъятиям из 409 позиций, по которым Республика Казахстан имеет пока более низкий импортный тариф, - будет осуществляться таможенный контроль, но в упрощённом порядке. Надо будет предъявить документы; по этим документам будут осуществлены простые процедуры. Какие процедуры - таможенная служба уже решение приняла.
По личному автотранспорту. Процедура будет работать следующим образом. Если автомобиль зарегистрирован надлежащим образом, постоянно зарегистрирован на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, то он переезжает границу Российской Федерации, если автомобиль сопровождает собственник либо лицо по доверенности, без каких-либо сложностей, без таможенного оформления. В случае если автомобиль не имеет постоянной регистрации, то есть он снят с постоянной регистрации в Белоруссии и Казахстане, то по такому автомобилю необходимо будет оставить соответствующий залог либо пройти таможенное оформление, уплатив таможенные сборы. Таким образом, в свободное обращение в Российской Федерации такие автомобили попадать не будут.
Одновременно мы готовим соответствующие изменения в нормативные акты по оформлению доверенности на территории Российской Федерации в отношении таких автомобилей, чтобы доверенность не была оформлена с правом отчуждения автомобиля, если не уплачена таможенная пошлина.
Таким образом, мы исходим из того, что сложности, с которыми фактически сталкивались участники внешнеэкономической деятельности, с 18 числа ликвидированы, - это наше совместное решение, трех стран. Таможенная служба Российской Федерации в предварительном плане провела необходимую подготовительную работу с таможенными службами Белоруссии и Казахстана. Накануне в Брянске состоялось совещание, где все эти проблемы обсуждались. Эти решения оформлены решением комиссии Таможенного союза.
В.В.Путин: Хорошо, спасибо большое. Сергей Кужугетович, какова сейчас ситуация с природными пожарами?
С.К.Шойгу: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! На начало изучаемого пожароопасного периода в условиях аномально высокой температуры на территории Российской Федерации действовало свыше 900 очагов природных пожаров общей площадью 220 тыс. гектаров.
За прошедший период дополнительно к действующим возникло более 5 тыс. очагов общей площадью еще 200 тыс. гектаров. На сегодня потушено 98% этих пожаров.
На 20 августа продолжают действовать 288 очагов на площади 9 тыс. гектаров. Эти показатели значительно ниже аналогичных показателей прошлых лет.
Полностью стабилизирована пожарная обстановка во всех субъектах Российской Федерации. Снят режим чрезвычайной ситуации везде, кроме Рязанской области.
Создана группировка сил общей численностью 166 тыс. человек и более 35 тыс. единиц техники, что позволило стабилизировать обстановку, не допустить дальнейшего осложнения обстановки.
Ликвидирована угроза для более 4 тыс. населённых пунктов с населением более 500 тыс. человек. Не допущен переход лесных пожаров до критически важных для национальной безопасности объектов. С учётом этого предлагаю работу оперативных штабов перевести из режима чрезвычайной ситуации в режим повышенной готовности, силы и средства возвратить в пункты постоянной дислокации, за исключением трубопроводных батальонов, которым поручено в Московской области продолжать обводнение до тех пор, пока не будут созданы основная система подачи воды и основная сеть насосных станций по всем торфяникам Московской области.
В.В.Путин: Нужно эту работу, безусловно, продолжать, с тем чтобы свести к минимуму повторение ситуации этого года и оградить москвичей от таких испытаний, которые выпали на их долю этим летом. Поэтому средства, которые выделены, нужно осваивать и подготовить, как мы договаривались, вместе с Московской областью соответствующие предложения по продолжению этих работ, по финансированию. Эта работа должна вестись системно, так же как и необходимо реализовывать уже принятые нами решения по дооснащению подразделений МЧС, по проведению административных решений, связанных с наведением порядка в лесах.
Вы знаете, что сейчас прорабатывается решение о передаче Федерального агентства лесного хозяйства в непосредственное ведение Правительства Российской Федерации. Сегодня мною принято кадровое решение - это ведомство возглавит новый руководитель, Масляков Виктор Николаевич.
Подписано также ещё одно распоряжение Правительства, которое вносит изменения в распоряжение от 30 июля сего года. Мы, по предложению Министерства регионально развития, заменили некоторые термины: речь теперь идёт не о лесных пожарах, а о природных пожарах. Потому что ряд домов и граждан, соответственно, пострадали не от того, что леса горели, а от того, что трава горела. Но результат один и тот же - люди лишились жилья.
И дополнительно выделяем из федерального бюджета на восстановление жилья и на компенсации пострадавшим 2,67 млрд рублей - это по заявкам регионов. Я прошу Министерство регионального развития в контакте с руководителями регионов эту работу продолжать самым настойчивым и интенсивным образом, и довести все намеченные планы до их полной реализации.
Есть ещё один вопрос Минрегиона - это вопрос, связанный с обеспечением жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на очередь после марта 2005 года. Мы предварительно полагали, что таких ветеранов у нас будет около 30 тысяч. Первоначальная цифра была - 28 тысяч. В конечном итоге на очередь было поставлено 119 тыс. человек. Это превзошло все наши, даже самые смелые, ожидания.
И на данный момент у нас осталось ещё 66 тыс. 681 человек, которые должны получить жильё. Для того чтобы исполнить все наши обещания перед ветеранами, подписано ещё одно распоряжение о выделении дополнительных ресурсов на эти цели в объёме 67,6 млрд рублей.
Пожалуйста, я хочу дать слово Виктору Федоровичу Басаргину. Как идёт эта работа? И каковы перспективы?
В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, действительно регионы ждали этого распоряжения по дополнительному финансированию. Я Вам докладывал, что где-то в конце июня у нас по ряду субъектов Российской Федерации начал возникать кассовый разрыв по финансированию. То есть тот первый транш, который мы выделяли в объеме 34,5 млрд рублей, был регионами использован на жилищное строительство, и по ряду субъектов началось небольшое отставание, а у нас задача была - никоим образом не сокращать вообще темпы, которые мы набрали по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Действительно, сегодня Вы уже сказали, что 119 тыс. стоит в очереди на 1 июля. Мы, по предварительным данным, ожидаем, что у нас на 1 августа будет уже 128 тыс. человек на учёте. Тем не менее мы сегодня уже 38 тыс. квартир сдали, это тем, кто встал на учёт после 1 марта 2005 года. На текущий момент у нас 63 региона обеспечили перевыполнение графика. Наилучшие результаты показывают республики Татарстан и Мордовия. В 18 регионах пока есть небольшое отставание, но в ближайшее время, я думаю, это отставание будет ликвидировано.
Скажу, что мы впервые за последний месяц ощутили снижение динамики постановки на учёт ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому те обязательства, которые мы брали в графике, что 90% всех вставших на учёт после 1 марта 2005 года, мы обеспечим жильём, - эта задача, по нашим ощущениям от совместной работы с субъектами Российской Федерации, будет выполнена.
Хотел бы сразу отметить, раз мы заговорили о пожарах, что сегодня ни в коем случае то, что произошло с лесными пожарами, никак не повлияет на   обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, то есть обе эти задачи выполняются в полном объёме.
В.В.Путин: Мы недавно проводили совещание о ходе жилищного строительства в России и там отмечали - и я ещё раз хочу подтвердить, сейчас и министром было сказано, - что, несмотря на дополнительную нагрузку, которая ложится на бюджет в связи с необходимостью восстановления жилья, утраченного гражданами в результате природных пожаров, все наши планы в области жилищного строительства по всем категориям граждан, о которых мы говорим в последнее время достаточно часто (это и военнослужащие, это и ветераны, это и другие категории граждан), - все эти планы будут реализовываться в полном объёме.
Поскольку мы уже вспомнили про пожары опять, у нас есть и другая проблема, связанная с аномально высокими температурами, - это засуха и проблемы, которые возникают в этой связи в сельском хозяйстве. Сегодня подписано Постановление о субсидировании процентных ставок по пролонгируемым кредитам для сельхозпредприятий, пострадавших от засухи. Общий объем этих кредитов - 127 млрд рублей - подлежит пролонгации. В 2010 году мы на эти цели выделяем дополнительно 2,6 млрд рублей, и в 2011-м и 2012-м - по 7,9 млрд рублей.
Виктор Алексеевич, пожалуйста, прокомментируйте это решение.
В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Действительно, данное постановление - очень важное, его ждут сельхозпроизводители в регионах. Это только часть тех мер, которые реализуются Правительством, принятых решением Президиума в начале июля текущего года. Это постановление, которое Вами сегодня подписано, позволяет субсидировать часть затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, которые могут быть продлены до трёх лет. И в тех регионах, которые пострадали от засухи - а таких довольно много, более 30, - всё это позволит снизить долговую нагрузку на заёмщиков, восстановить их платежеспособность, обеспечить финансовые условия для проведения сезонных работ, одним словом, сформировать основу будущего урожая.
Надо сказать, что ведущие банки, кредиторы сельского хозяйства (Россельхозбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк) подтвердили свою готовность к пролонгации таких кредитов на срок до трёх лет.  Пользуясь случаем, я бы хотел сказать, Владимир Владимирович, - Вы уже назвали  эти цифры (это 2, 6 млрд в текущем году, 7,9 млрд ежегодно в 2011-м, 2012-м, 2013-м годах), - речь не идёт о выделении дополнительных средств из федерального бюджета: они будут изысканы в рамках ассигнований Министерства сельского хозяйства на текущий год и на 2011-2013 годы. Я думаю, что вот эти меры  в сочетании  с другими формами поддержки, которые оказываются, реально коснутся устойчивости работы сельского хозяйства.
Я бы хотел ещё несколько слов сказать по другим мерам поддержки. На сегодняшний день из выделенных 20 млрд рублей почти 15 млрд рублей (14,4 млрд рублей) уже поступило в регионы. Сами регионы выделили на поддержку села около 7 млрд рублей. Я думаю, что в течение августа месяца будет выделено прямых дотаций ещё 5 млрд рублей. Таким образом, те 20 млрд рублей, которые были обещаны Правительством на поддержку регионов, пострадавших от засухи, уйдут в регионы.
Следующий транш - мы говорили о 15 млрд рублей - в октябре-ноябре. Таким образом, с учётом того, что сейчас действительно проработаны меры по распределению фуражного зерна интервенционного фонда, мы его будем реализовывать тогда, когда сочтём на рынке это крайне необходимым. Все эти меры, и плюс то, что сегодня подписано постановление, позволят сельзохпроизводителям сейчас работать более уверенно.
В.В.Путин: Хорошо. Виктор Алексеевич, Вы возглавляете межведомственную рабочую группу. Я Вас прошу повнимательнее наблюдать за тем, что происходит и в отрасли в целом, и на рынках сельхозпродукции, и своевременно готовить предложения. Мы с Вами обсуждали ряд дополнительных мер поддержки. Пожалуйста, основные.
В.А.Зубков: Да, мы еженедельно, в пятницу, проводим заседание межведомственной рабочей группы. Как правило, оно проходит в виде видеоконференции с регионами. Мы полностью владеем той ситуацией, которая имеет место в регионах, советуемся с регионами, готовим предложения. Вот тот комплекс мер, который уже реализован, - он, естественно, реализуется, но на подходе могут быть и другие предложения, которые мы сейчас прорабатываем, обдумываем для того, чтобы представить Вам для принятия дополнительных мер по этому вопросу.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. В июле-августе у нас произошла плановая индексация пенсий. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), по этому вопросу несколько слов. И как работает Пенсионный фонд по сбору средств, страховых взносов в Пенсионный фонд? Эта функция передана от налоговой службы в Пенсионный фонд. Как идёт работа?
Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Я напомню, что с 1 июля мы увеличили социальную пенсию, а 1 августа - это дата, когда ежегодно в соответствии с положением закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мы производим корректировку страховой части пенсии, в зависимости от данных персонифицированного учёта и данных о поступлениях на индивидуальные счета граждан, в зависимости от поступивших страховых взносов.
Хочу сказать, что это уже второе уточнение, потому что мы поменяли законодательство, начиная с 1 января 2010 года. Если раньше эта корректировка носила заявительный характер, то теперь она носит обязательный характер. В результате этой корректировки увеличение пенсий получили 12,4 млн пенсионеров - это 35,4% от всего количества пенсионеров в Российской Федерации. Увеличение в среднем составило 142 рубля. Самое большое увеличение произошло в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. В результате у нас средняя пенсия на 1 августа с учётом этой корректировки составила 7633 рубля, а средняя трудовая пенсия составила 7844 рубля и возросла по сравнению с 31 декабря 2009 года на 1530 рублей. Что касается средней пенсии по старости, то она составила 8212 рублей и возросла по сравнению с той же датой, о которой я сказала выше, на 1582 рубля.
Что касается администрирования страховых взносов, которыми пришлось заниматься с 1 января государственным внебюджетным фондам... Я напомню, что администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд и в фонды обязательного медицинского страхования осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, а администрирование взносов в Фонд социального страхования - непосредственно Фонд социального страхования. Что касается Пенсионного фонда, то если говорить о сравнении с первым полугодием 2009 года, то увеличение поступлений составило 47,6%, но это, в том числе, связано и с изменением законодательства и передачей единого социального налога в бюджет Пенсионного фонда. Если очистить от этого изменения законодательство, то по сравнению с планируемыми нами показателями на 2010 год, которые мы себе ставили в качестве плана и которые получили, то увеличение страховых взносов составило 3,4%.
Если говорить о сборах в обязательное медицинское страхование, то там сборы выросли в федеральный фонд на 7,4%, в территориальные фонды - на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, мы за первое полугодие 2010 года наладили, как нам сейчас кажется, работу по сбору недоимки, которая сложилась в 2002-2009 годах. У нас недоимка по страховым взносам, которая была накоплена на 1 января 2010 года, составляла 92,8 млрд рублей. Сейчас она составляет 87,7 млрд рублей. Соответственно, мы на 5,5% сократили ту задолженность, которая была по страховым взносам на 1 января 2010 года. Мы эту работу будем продолжать. И сейчас, по данным на 17 августа 2010 года, мы уже собрали 57,1% страховых взносов от тех годовых назначений, которые установлены в бюджете Пенсионного фонда на 2010 год. Все плановые решения, которые заложены в бюджете Пенсионного фонда, - и по увеличению, и по перерасчёту пенсий - мы исполняем. Более того, я должна сказать, что, поскольку основная валоризация, основной пересчёт у нас произошёл с 1 января 2010 года, это не означает, что у нас этот процесс завершен.
Граждане, которые хотят уточнить расчёты своих пенсий, у которых есть необходимость уточнить данные по трудовым книжкам, они обращаются в отделение Пенсионного фонда, и эта работа идёт в плановом порядке.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Л.Мутко), как закончила свою работу Инспекционная комиссия ФИФА?
В.Л.Мутко: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! С 16 по 19 августа в России находилась Инспекционная комиссия ФИФА. Она посещала вторую европейскую страну после Бельгии и Голландии, впереди у них поездки в Англию и Испанию с Португалией. Было 6 человек, возглавлял комиссию президент федерации футбола Чили. И 6 человек - это специалисты, которые занимались изучением возможностей России по проведению такого крупного турнира.
За три неполных дня комиссия посетила Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Москву. В общем, за эти три дня - такой плотный график у них был - в ходе визита мы предоставили всю необходимую информацию, связанную с возможностями России, с планом проведения турнира, с инфраструктурными проектами, познакомили очень подробно с программой «Наследие» Чемпионата мира.
Также 17 числа состоялась встреча с Вами, Владимир Владимирович. Это был ключевой момент, где на самом высоком уровне были подтверждены гарантии России на проведение этого турнира и были озвучены две новые гарантии-инициативы: и безвизовый въезд в Россию, и передвижение по стране болельщика при наличии билета, что очень серьёзно сказалось на имидже нашей заявки и возможностях.
Инспекторы ФИФА были очень удовлетворены всей этой работой. Я могу отметить, что во всех регионах их принимали на самом серьёзном уровне - и губернаторы, и руководители, и мэры городов. Это всегда очень важно, когда демонстрируется такое единство, как сегодня, и федеральной, и региональной властей в проведении и организации такого турнира.
Поэтому я считаю, что визит прошёл успешно. В конце сентября они должны будут составить подробный доклад о наших возможностях. Могу сказать, что все те объекты, которые мы показывали, динамика развития инфраструктуры во всех городах, конечно, впечатляют.
Это и строительство стадионов, реконструкция аэропортов, это и продвижение наших инфраструктурных проектов. В целом, комиссия удовлетворена, получила ответы на все вопросы. Мы вчера ее проводили.
Могу отметить, что остается финальная часть - 2 декабря нам необходимо будет презентовать нашу страну уже на заседании исполкома ФИФА. Но до 2 декабря, Владимир Владимирович, мы будем продолжать нашу работу по продвижению нашей заявки и среди членов исполкома, и на международном уровне. Поэтому в целом я считаю, что оценочная комиссия получила всю исчерпывающую информацию. И надеюсь на положительные выводы и рекомендации в адрес исполкома.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Давайте несколько слов скажем о повестке дня. Я остановлюсь подробнее на основном вопросе. Сегодня мы рассмотрим доклад Минрегиона об эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации за 2009 год. Речь идёт о ключевых зонах ответственности регионов - образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, о создании условий для реализации задач в области экономики, предпринимательской деятельности, сохранении и открытии новых рабочих мест.
Оценку региональных органов власти мы проводим уже в третий раз. Это позволяет получить информационно насыщенную картину, вычленить проблемы регионального развития, ясно увидеть, где действуют инициативно, а где ещё топчутся на месте и не проявляют, к сожалению, пока желания заниматься реальными реформами и менять архаичные методы управления.
Отмечу, что в представленном докладе особое внимание было уделено динамике процессов на территориях. Приятно отметить, что к нашим традиционным лидерам подтянулась большая группа регионов, где за последние два года серьёзно продвинулись в развитии ключевых отраслей социальной сферы и экономики по внедрению современных систем управления. Какие это регионы? Это Омская и Воронежская области,Пермский крайЯрославскаяКемеровскаяУльяновскаяТамбовская области, Республики Башкортостан иАдыгеяПсковская область.
В целом анализ положения дел в регионах ещё раз показал, что, несмотря на трудности кризисного периода, удалось сохранить важнейшие позитивные тенденции развития страны. Так, в подавляющем большинстве регионов продолжилось снижение смертности, продолжился рост рождаемости и продолжительности жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни достигла 69 лет.
Многим субъектам удалось обеспечить рост реальных доходов граждан, снизить уровень бедности, сдержать безработицу.
Число граждан, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, - это очень хороший, на мой взгляд, показатель - впервые превысило четверть от общего количества занятых в экономике.
В 38 регионах на новую систему оплаты труда перешло 80% учреждений здравоохранения. Что касается образования, то современные модели материального стимулирования работников полностью или в основном внедрены в 79 субъектах Российской Федерации.
Расширяется и практика нормативного финансирования в образовании. В 55 субъектах на такую систему финансирования уже переведены все учреждения, а в 20 регионах процесс находится в стадии завершения.
Там, где активно проводятся такие реформы, растут заработные платы и учителей, и врачей, повышается качество услуг для граждан.
Вместе с тем нельзя не замечать и серьёзных проблем. И федеральному центру, и регионам нужно обратить на них особое внимание, учесть при постановке задач на 2011 год.
О чем идёт речь? Первое. Несмотря на предпринимаемые меры, по-прежнему недопустимо высоки неэффективные бюджетные расходы - мы уже об этом говорили несколько раз, - и особенно это заметно в образовании и здравоохранении, причём просматривается негативная зависимость: чем больше мы вкладываем в эти сферы, тем выше объёмы неэффективных трат.
В 2009 году общий объём неэффективных, пустых, по сути, расходов региональных и муниципальных бюджетов составил - вы знаете, когда вот понемножку, всё кажется обоснованно, всё вроде бы и ничего: там немножко, здесь немножко - в целом по стране 415 млрд рублей, в том числе в образовании - 142 млрд рублей! Для примера: на эти деньги можно было бы в среднем на 27% увеличить зарплаты педагогов или построить почти 400 новых школ.
В 28 регионах переход на новые системы оплаты труда в здравоохранении вовсе ещё не начат. Механизмы одноканального финансирования здравоохранения до сих пор не используются в 47 субъектах Федерации. В 8 регионах страны даже не приступали к внедрению подушевого финансирования образовательных учреждений. В бюджетной сфере сохраняются низкая производительность труда, неэффективная структура занятости и старые методы хозяйствования. Как результат - все ещё недопустимо низкий уровень оплаты труда и качество предоставляемых услуг в ряде регионов страны. Структура занятости печальная.
В сфере образования - так, для примера - доля так называемого прочего персонала (административные должности, бухгалтерия, хозяйственные службы и так далее) составляет практически 50% от общей численности сотрудников, работающих в школах. В советские времена такого не было ни в здравоохранении, ни в образовании. Что это означает? Это означает, что значительная часть средств фактически расходуется не на образовательный процесс в данном случае, а на обеспечивающую деятельность.
Мы много говорили об эффективности системы социальной поддержки, о внедрении принципов адресности. Сейчас, по оценкам, свыше 40% социальных пособий и помощи получают лица, которые не относятся к социально незащищённым слоям населения, то есть по-прежнему распределение социальной поддержки во многих случаях идёт по формальным, бюрократическим принципам. А нужно предметно работать с людьми, с каждой семьей, для того чтобы помочь именно нуждающимся, а не растаскивать тонким слоем по пирогу масло, которого в конце концов и не видно будет совсем.
Высок объём неэффективных трат в региональных бюджетах. И, вы знаете, одна из самых болевых точек - это ЖКХ. В ЖКХ - более 11%, а в 2009 году это в общем составило 99 млрд рублей - нисколько не уменьшается: годом раньше, в 2008-м, было столько же. Практически не снижается износ коммунальной инфраструктуры: он составляет 60%. Доля убыточных организаций ЖКХ - 39%, и прежде всего они сконцентрированы в тех регионах, где реформирование отрасли идёт крайне низкими темпами. Согласно опросам, качество жилищно-коммунальных услуг удовлетворяет менее четверти граждан, и вы это хорошо знаете.
Теперь о развитии массового жилищного строительства.
Вы знаете, недавно мы в Волгограде проводили заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. Напомню, речь шла о снятии административных барьеров в строительстве. Тогда, кстати, я задал вопрос местным коллегам, местным, волгоградским руководителям: почему так мало и крайне медленно выделяются участки под застройку? Получил ответ, как и обычно, со ссылкой на объективные трудности, со ссылкой на то, что такое состояние связано со сложной ситуацией в отрасли, с отсутствием интереса со стороны бизнеса и так далее.
Генеральная прокуратура провела проверку. Каковы результаты? По мнению Генеральной прокуратуры - мне трудно с этим не согласиться, - основная причина все-таки в непомерных чиновничьих аппетитах, в абсолютно непрозрачных и коррумпированных схемах предоставления земельных участков. Например, за последние 2,5 года администрация Волгограда выделила на основе конкурсных процедур лишь 28 земельных участков, а всего их 600! Остальные из этих 600 были предоставлены на основании непрозрачных индивидуальных решений, причём в массовом порядке земля выделялась чиновникам или связанным с ними лицам. А если участки предоставлялись под реализацию инвестпроектов, то на компанию накладывались разного рода дополнительные обременения, и даже если компании выполняли эти дополнительные обязательства, их всё равно частенько посылали подальше и ничего не давали. Такую практику нужно изживать, выкорчевывать нужно. Хочу повторить: мы намерены предметно отслеживать, как в каждом конкретном регионе будут реализовывать программы развития массового жилищного строительства, потому что если будем сохранять вот такие методы управления, не будет массового строительства и не будет дешёвого жилья в стране.
Не могу не сказать и ещё об одной серьёзной проблеме - раздутых штатах региональных и муниципальных чиновников, и, как следствие, весьма щедрых расходах на их содержание. Большинство региональных антикризисных планов в 2009 году предусматривали оптимизацию чиновничьего аппарата. В общей сложности численность региональных чиновников была сокращена на 4%, а в муниципалитетах - на 2,5%. Направление правильное, но темпы очень маленькие. Обращаю внимание, что одновременно с сокращением численности произошёл - обращаю на это внимание - 6-процентный рост расходов на содержание чиновничьего аппарата. Сократили на 4%, а на 6% выросли по расходам, а неэффективные расходы на государственное управление составили 83 млрд рублей.
Считаю, что работа по созданию компактного госаппарата, по оптимизации расходов на его содержание должна быть продолжена. Что касается федерального уровня, то, как вы знаете, мы уже об этом объявляли, в ближайшие три года мы сократим численность чиновников на 20%.
В заключение хотел бы сказать, что мы и в дальнейшем продолжим оценивать деятельность органов власти субъектов Российской Федерации. И дело здесь вовсе не в тотальной, мелочной опеке, хотя определённый, разумный контроль, конечно же, необходим. Главное - в другом. Во-первых, объективная система оценки нужна для широкого распространения лучших региональных практик и опыта и, во-вторых, для выстраивания гибкой и справедливой системы межбюджетных отношений, которые должны стимулировать региональные власти к проведению преобразований.
Хочу сказать, что по итогам сегодняшнего рассмотрения мы предоставим специальные финансовые гранты. Их получат 20 регионов России, показавшие в 2009 году лучшую динамику повышения эффективности своей работы.
http://premier.gov.ru/events/news/11818/


Текст 2

Авторская статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России»

13 февраля 2012

Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива.

Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.

Я не буду говорить об успехах - они есть. И в демографической политике, где удалось добиться серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре.

Но сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России.

Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.

Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.

Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.

Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет.

Социальное измерение экономики

Люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.

Первое. Инженер, агроном, экономист, дизайнер - каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит - постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей.

Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря - это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства.

Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.

Второе. В любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры - это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.

Безусловно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образования и здравоохранения. Устранять ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждения, которые работают откровенно плохо. Но ведь такая работа велась начиная с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, менялись системы управления, вводились механизмы внешней оценки. Пока это не привело к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения. По всей видимости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное - мотивация людей, которые работают в этих отраслях.
Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие - все усилия по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок.

Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.

Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес.

При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.

Мы сделали первый шаг в формировании эффективного контракта с учителями - а это миллион человек. Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.

Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 – 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. С каждым годом доля таких лучших профессионалов будет расти. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.

Ресурсы для реализации этой задачи обеспечит государство - через регулярное увеличение нормативного финансирования программ высшего образования. А конкретную ответственность за ее выполнение будут нести ректоры вузов - мы включим соответствующие показатели в их контракты.

Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону.

Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.

В конечном счете заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг. Для руководителей вузов, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с ранее принятыми решениями по государственным корпорациям обязательность декларирования доходов.

Третье. Не менее значимая проблема - квалификация и социальное самочувствие рабочих - тех, кто является становым хребтом любой экономики.

Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка - квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности.

Между тем некоторые владельцы и менеджеры предприятий продолжают вести себя так, будто на дворе начало прошлого века. Как будто можно утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%.

Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.

Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около десяти миллионов человек (с семьями - 25 миллионов).

Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.

Четвертое. Мы совершенно недостаточно заботимся о возможностях, которые рынок труда предоставляет тем нашим гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно «вписаться» в стандартные трудовые отношения. Это прежде всего люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий).

Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры - и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.

В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать - найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы - до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.

Пятое. Предприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов. Тогда предпринимательство, с одной стороны, зачастую было сопряжено буквально с риском для жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой - нередко сводилось к дележу государственного имущества. Отсюда недоверие многих граждан к предпринимателям и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству.

Многие наши граждане все еще нередко считают всякую крупную собственность несправедливо приобретенной и воспринимают крупных предпринимателей скорее как светских персонажей, чем как творцов, чья деятельность служит двигателем развития страны. (Отчасти поводы к этому дают и некоторые предприниматели.)

Нужна история не просто успеха - но справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других.

В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня находится на втором-третьем этажах управления. Эти люди хорошо осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса.

Шанс для молодой бизнес-элиты в наступившем десятилетии - это управление частными корпорациями нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хозяина - и тем самым устойчивы к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами.

На фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому важнейшая задача - уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.

Нефтегазовые доходы «протекают» внутрь экономики неравномерно. Увеличивать перераспределительные мощности государства уже некуда. Уверен - только по мере роста новых секторов, развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. Где каждый зарабатывает своим трудом и талантом.

Но тем, кто не может зарабатывать - или еще не работает, - государство будет адресно помогать.

Пенсии и социальная помощь

Предоставляемыми государством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. Нам удалось существенно поднять уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. В то же время на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми.

Государство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей к рождению второго и последующих детей. Эти меры, прежде всего введение материнского капитала, стали приносить первые результаты. Рождаемость повышается, и это радует. Но семья с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкивается с ситуацией, когда мать не имеет возможности работать, а детям трудно дать то, что получают те их сверстники, которые являются единственными детьми у своих родителей. Да и при одном ребенке молодая семья испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще как следует утвердиться в своей профессии и вынуждены снимать жилье.

Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию - национальная задача на предстоящие 3 - 4 года. Сегодня размеры большей части пособий на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации они, прямо скажем, постыдно малы.

В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго ребенка, включая и материнский капитал, который постоянно индексируется. Практика применения этих мер показала их результативность. Сегодня считаю возможным сделать еще один шаг вперед. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно - это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Это начало - давайте посмотрим, насколько полезной такая программа окажется. Если дело пойдет хорошо и экономические условия будут благоприятны - будем искать возможность поддержать и другие регионы. Хочу напомнить - те или иные меры поддержки отдельных групп регионов применялись и в советское время - например, для Дальнего Востока.

Ожидаю, что регионы с хорошей бюджетной обеспеченностью внесут существенный вклад в эту инициативу, взяв на себя большую долю расходов или увеличивая сумму помощи семьям.

Конечно, такие пособия не должны получать семьи, где родители имеют высокие доходы. Будет правильно ввести заявительный принцип предоставления пособий. Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход на человека, например, не выше, чем средний по региону. Пособие будет предоставляться без долгих предварительных проверок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий, обращая особое внимание, например, на владельцев дорогой недвижимости. Думаю, что схожим образом надо будет со временем поступать и с другими выплатами, призванными помогать нуждающимся.

Мы не можем останавливаться и в совершенствовании пенсионной системы.

Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением - и самой большой проблемой для нашей страны. Достаточно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета «расширенного правительства».

Из-за краха экономики в 90-х годах у нас практически не было выбора - мы обязаны были вытащить стариков из нищеты. Напомню - в первый же год после начала реформ, в 1992 г., реальный размер пенсии опустился наполовину от уровня предыдущего года, потом после слабых попыток его поднять на основе всевозможных индексаций и доплат наступил кризисный 1998 г., который спровоцировал новое обрушение пенсий. На такой основе просто нельзя было жить.

На восстановление размера пенсий у нас ушло больше 10 лет. Если заработная плата и общий уровень доходов восстановились к середине 2000-х гг., то полного восстановления размера пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добиться лишь в 2010 г. благодаря валоризации пенсионных прав и введения доплат к минимальным пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера. Долги нужно отдавать. Российское правительство этот долг отдало.

Часто говорят - зачем Правительство подняло пенсии в 2009 году, практически сразу после выборов Президента? Сделай власть это сегодня, сейчас - и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ходят на выборы. Отвечу. Мы сделали это, как только смогли, как только появилась первая экономическая возможность. Все другое было бы безнравственно.

Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста. В то же время необходимо учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. Уже в самое ближайшее время надо предусмотреть такую возможность.

Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства.

Это предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность. Между тем в отсутствие серьезного накопительного компонента вряд ли удастся уменьшить неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после окончания трудовой деятельности. Государство может и обязано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Но если человек, получая высокую зарплату, привык не стеснять себя в тратах и не откладывает на будущее - реалистично ли требовать, чтобы государство сохранило ему привычный уровень жизни после ухода на пенсию? Если нет накопительного компонента, сделать это можно только за счет платежей всех, кто работает. А ведь соотношение численности работающих и пенсионеров в предстоящий период значительно снизится.

В то же время надеяться только на обычные сбережения, очевидно, невозможно. Когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости - дополнять их своими средствами.

Образование и культура

Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. При этом мы не будем отказываться от своего главного достижения - доступности образования. Но мы испытываем серьезные проблемы с качеством образования.

В качестве первоочередных национальных задач вижу следующие.

Первое. В течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.

Второе. Обеспечить социальное равенство в получении образования. Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.

Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую.

Третье. За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть - бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации - детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей.

Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе.

Четвертое. Предстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков.

Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране - традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.

Пятое. Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки. За всем этим должны следить сами студенческие коллективы - студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками. При этом мы безусловно продолжим практику выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и научной работе.

Шестое. Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду - принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное - возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах.

Седьмое. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает снизить прием в вузы, чтобы большинство молодых людей ограничивались обучением в техникумах или в системе профобразования. Эти предложения не учитывают настроя молодежи, причем настроя конструктивного, ценного для общества. Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. Абитуриенты видят это несоответствие - поэтому на «избыточные» бюджетные места поступают те, кто не собирается работать по специальности - а часто и не имеет для этого минимальной подготовки. Когда больше половины студентов очного обучения, начиная с третьего курса, учатся урывками, потому что вне связи с будущей профессией работают где-то практически на полную ставку - это значит, что мы неэффективно используем до четверти бюджетных средств, направляемых в высшее образование - больше 100 миллиардов рублей в год.

Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем на бюджетные места (в том числе в сложных инженерных вузах) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.

Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Мы - вместе с другими развитыми странами - уже нашли оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации. Теперь необходимо последовательно его развивать. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска наших вузов.
Восьмое. Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь - по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.

Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Этот процесс уже стартовал. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов «присоединенных» вузов.

Девятое. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Создавать такие центры будем совместными усилиями государства и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где они работают эффективно и люди ими довольны.

Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры.

Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой - широкое распространение интернета, в котором неплохо представлены в том числе вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо - пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов.

В результате мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений - упало.

Было бы неправильно административными методами подавлять коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов люди голосуют своими деньгами. Однако миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые условия для реализации этой миссии.

Первое. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.

Второе. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.

В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. «Ночи музеев» успешно проходят в Москве, в других наших городах.

Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы развития культуры в малых городах.

С учетом того, что значительная часть музейных ценностей находится в запасниках, а не в выставочных залах - надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов России, даст возможность многим людям прикоснуться к высокой культуре.

Третье. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран - предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом. Такие международные центры есть во многих городах Европы и вносят большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры. В свою очередь, мы будем расширять стипендиальные программы и для молодых российских деятелей искусств - давая им возможность поработать в новых для себя городах и регионах.

Четвертое. Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, конечно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста.

Сохранение человека

В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это время необходимо решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения.

Первое. Пациенты не удовлетворены качеством медицинских услуг. В первую очередь это связано с квалификацией врачей и медсестер. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке.

Второе. Немалые резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его организации. В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Недаром в экономически развитых странах его доля в составе медицинской помощи намного выше, чем у нас.

Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность зависит от применяемых медикаментов. Нужна продуманная дорожная карта развития лекарственного обеспечения. Иначе мы просто потратимся на подарок зарубежной фарминдустрии. Мы уже приняли программу развития отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели большие средства - больше 120 миллиардов рублей. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество - а не сами производители лекарств и оборудования.

Третье. Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня у нас 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом большинство опрошенных уверено, что следят за своим здоровьем!

Четвертое. Охрана здоровья - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. Мы будем создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.

Жилье

Обеспеченность граждан России жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 м2 на человека. Доля коммуналок упала в четыре раза. Но если сравнивать с европейскими странами, с США, - то, что мы имеем, выглядит очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. У нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 м2 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. (Это при том, что относительная стоимость большей части товаров резко упала, они стали доступнее). Именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей.

Мы сегодня помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям. Переселяем людей из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. Мы подсчитали свои возможности - до конца 2012 года выделим на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей. Хочу сказать - мы будем продолжать и расширять эту практику, в первую очередь для молодых семей с детьми.

Но этого недостаточно. Средний класс должен иметь возможность приобрести новое жилье, используя ипотечные механизмы. Пока ипотека недоступна для большей половины среднего класса, особенно в крупнейших городах, где стоимость жилья завышена.

Что мы предполагаем делать?

Первое - снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Он сегодня буквально тонет в согласованиях. Наверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства.

Мы введем конкурентный порядок экспертизы строительных проектов - сегодня многие проекты лежат там буквально годами. Строители могут обратиться не только к государственной, но и к частной экспертизе. Мы переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные - строителям это позволит сэкономить большие ресурсы.

На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, например, монополия даже на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то эти карьеры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами.

В совокупности мы можем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%.

Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети (я об этом писал в «экономической» статье), так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. Здесь не может быть никаких «священных коров». При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты - бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). Правительство представит соответствующую программу не позднее осени этого года.

Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы - типа немецких стройсберкасс. Мы начали ряд региональных пилотных проектов в этой области, будем их расширять. Наконец мы будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил.

Четвертое. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. В большинстве стран Европы, например, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. Для этого надо стимулировать создание специализированных компаний - как самими девелоперами, так и независимых. Создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Ведь сегодня у нас тот, кто снимает квартиру, психологически «живет на чемоданах».

Считаю это важным еще и потому, что доступное арендное жилье - это важное условие роста территориальной мобильности наших граждан, экономической конкуренции городов и регионов.

Для людей с невысокими доходами будем создавать программы развития некоммерческой аренды жилья.

В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью.

Среда обитания

Особая, больная проблема для нашей страны - состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и, надо признать, - возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. При этом качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих территорий до ремонта жилого фонда - совершенно не соответствует их стоимости.

Данные из многих регионов свидетельствуют: проблема в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков коммунальных услуг. В неумении - или нежелании местной власти выстроить конкурентные условия на этом рынке. Неподготовленные люди (а больше всего страдают пожилые люди с невысокими доходами) часто оказываются оставлены один на один с фирмой-монополистом.

Региональные и местные органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Можно это делать, дотируя из бюджета единственную любимую фирму. А можно - приложив усилия к тому, чтобы рынок ЖКХ в твоем городе привлекал большое количество фирм-конкурентов.

Общими усилиями нам необходимо навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Первое. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств.

Второе. Перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. При этом важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет.

Третье. Только за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса в ЖКХ - реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. Для этого стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное - тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг.

Сбережение России

На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.

Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения - население России увеличится до 154 млн. человек. Таким образом - историческая цена выбора между действием и бездействием - почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.

Первое. Поддержка многодетных семей. Выше я уже сказал о мерах по преодолению временной бедности, связанной с рождением третьего ребенка.

В дополнение к этому должна быть реализована специальная программа по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми.

Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Они дадут возможность успешно сочетать материнство и профессиональную деятельность - гибкий трудовой график, дистанционная занятость, детские сады и ясли. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. А работодатель, принимающий ее на работу, - содействие от государства.

Второе. Для решения демографических проблем объективно потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.

У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо - она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь вернуться к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину.

Я уже говорил (в статье о национальной политике), что главным, ключевым условием для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. Предлагаю снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России (то есть, сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Значительно упростить путь к получению вида на жительство и затем - гражданства России для выпускников наших вузов, устроившихся на работу по специальности.

Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «выборов до выборов», а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.

* * * * *

Ключевая проблема социальной политики России - даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают.

В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы.

Опубликовано в «Комсомольской правде»
http://putin2012.ru/events/235

Комментариев нет:

Отправить комментарий