Александр Шиляев
14 января у берегов Тосканы (Италия) потерпел крушение круизный теплоход "Costa Concordia" (см. ссылку). Несмотря на все неприятности и страхи, которые только могут сопровождать подобного рода происшествия, пассажирам и членам экипажа корабля (около 4200 чел.) все же несказанно повезло.
Не столько потому, что крушение произошло около берегов, а не в открытом море, в спокойную, а не в штормовую погоду, не столько потому, что количество жертв оказалось не таким большим, как могло бы быть, а потому, что это кораблекрушение произошло в XXI веке. А если бы это случилось, например, веке в XI, что бы было? Тогда, возможно, жертв было бы куда больше.
Действовавшее в средние века береговое право (jus (или lex) naufragii) подразумевало право суверена той территории (ее жителей), возле берегов которой произошло кораблекрушение, на имущество моряков (и пассажиров корабля), выброшенное на берег. Понятно, что это "право" вступало в силу тогда, когда имущество могло считаться бесхозным, когда его владельцы (хозяева) погибли. Но жертвы кораблекрушений погибали далеко не всегда, кому-то удавалось добраться до берега, сесть в шлюпку, зацепиться на останки судна или его оснастки. В такой ситуации местное население вряд ли могло реализовать свое право. Но искушение было велико. Поэтому, что оставалось в такой ситуации "слабым" людям, которым, казалось бы, сама судьба посылала дар, как не помочь терпящим бедствие людям пойти ко дну, не доделать за стихию работу, с которой та не справилась? Думаю, вы уже догадались, что для тех бедолаг доля, выпавшая Робинзону Крузо, показалась бы божьим благодарением. На людей тогда в таких случаях полагаться не приходилось, только на бога.
В отличие от многих других средневековых "дикостей" эту удалось относительно быстро искоренить, так как береговое право было серьезной помехой развивающейся морской торговле. И если это право было, скорее, традицией, чем законодательной нормой, то новые порядки предпочитали закреплять уже законами и договорами, носящими обязательный характер и подразумевающими санкции для нарушителей. Все становилось более или менее цивильно, ожидаемо и предсказуемо. Только вот, сдается мне, что люди, как люди, так и оставались самими собой и не менялись. Стали ли лучше за это время? Не думаю. Интересно, случись сейчас тем тосканцам, что выручали "костаконкордийцев" из беды, отмотать календарь на тысячу лет назад, или, наоборот, вернуть береговое право в наши дни, как бы они себя повели, и что бы было с теми 4200? Даже подумать страшно.
14 января у берегов Тосканы (Италия) потерпел крушение круизный теплоход "Costa Concordia" (см. ссылку). Несмотря на все неприятности и страхи, которые только могут сопровождать подобного рода происшествия, пассажирам и членам экипажа корабля (около 4200 чел.) все же несказанно повезло.
Не столько потому, что крушение произошло около берегов, а не в открытом море, в спокойную, а не в штормовую погоду, не столько потому, что количество жертв оказалось не таким большим, как могло бы быть, а потому, что это кораблекрушение произошло в XXI веке. А если бы это случилось, например, веке в XI, что бы было? Тогда, возможно, жертв было бы куда больше.
Действовавшее в средние века береговое право (jus (или lex) naufragii) подразумевало право суверена той территории (ее жителей), возле берегов которой произошло кораблекрушение, на имущество моряков (и пассажиров корабля), выброшенное на берег. Понятно, что это "право" вступало в силу тогда, когда имущество могло считаться бесхозным, когда его владельцы (хозяева) погибли. Но жертвы кораблекрушений погибали далеко не всегда, кому-то удавалось добраться до берега, сесть в шлюпку, зацепиться на останки судна или его оснастки. В такой ситуации местное население вряд ли могло реализовать свое право. Но искушение было велико. Поэтому, что оставалось в такой ситуации "слабым" людям, которым, казалось бы, сама судьба посылала дар, как не помочь терпящим бедствие людям пойти ко дну, не доделать за стихию работу, с которой та не справилась? Думаю, вы уже догадались, что для тех бедолаг доля, выпавшая Робинзону Крузо, показалась бы божьим благодарением. На людей тогда в таких случаях полагаться не приходилось, только на бога.
В отличие от многих других средневековых "дикостей" эту удалось относительно быстро искоренить, так как береговое право было серьезной помехой развивающейся морской торговле. И если это право было, скорее, традицией, чем законодательной нормой, то новые порядки предпочитали закреплять уже законами и договорами, носящими обязательный характер и подразумевающими санкции для нарушителей. Все становилось более или менее цивильно, ожидаемо и предсказуемо. Только вот, сдается мне, что люди, как люди, так и оставались самими собой и не менялись. Стали ли лучше за это время? Не думаю. Интересно, случись сейчас тем тосканцам, что выручали "костаконкордийцев" из беды, отмотать календарь на тысячу лет назад, или, наоборот, вернуть береговое право в наши дни, как бы они себя повели, и что бы было с теми 4200? Даже подумать страшно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий