пятница, 8 июня 2012 г.

В продолжение разговора о загадочности русской души

Александр Шиляев

Нам часто предлагают рассказать, какие мы есть, по косвенным признакам: я скажу тебе, кто ты есть, если ты скажешь мне, кто твой друг (какой твой любимый анекдот, что ты ешь и т.д.). Определенный смысл в этом есть. Как и в том, чтобы послушать граждан других государств на предмет того, что они думают о нас [о россиянах, о России], какими нас видят, чтобы, естественно, самим лучше понять себя.

Прошлым летом попалась мне на глаза статейка, в которой блогер-американец, живущий в России, рассказывал о своих впечатлениях, связанных с Россией и коренным ее населением. Статья называлась "Россию убивает жадность". Если бы сказанное американцем не оказалось созвучным моим собственным наблюдениям и выводам, я бы, конечно, сейчас про эту статью не вспомнил. А тогда, когда увидел заголовок и прочитал текст, подумал: "Надо же было так случиться, что американец именно эту черту характера современного россиянина отметил. Есть ведь и масса других. Видимо, неспроста". Конечно, у него было время понаблюдать и подумать, все-таки пять лет в России живет. Наверняка не просто так брякнул.

Откровением эти мысли для меня точно не стали, а вот некоторые собственные сомнения на этот счет помогли отодвинуть подальше. Ниже привожу текст статьи целиком. Но заметьте, Тим говорит про тех россиян, которые "от жадности" уезжают из страны. Но не значит, что те, кто остается, лишены это порока или чем-то лучше тех, кто не видит себя в этой стране. Поэтому, представляется, политкорректный американец несколько дезавуировал масштаб проблемы. Если бы этим пороком были поражены только те, кто уезжает из страны, Россия давно бы уже очистилась и избавилась от этой беды. Но беда в том, что жадность, действительно, продолжает убивать Россию. Изнутри. Другая же беда заключается в том, что мы сами, похоже, перестали это замечать, и нужен такой вот американец (француз, немец, китаец...), который по простоте душевной и из лучших побуждений укажет нам на это. Вот потому-то и полезно бывает смотреть на себя чужими глазами.

Россию убивает жадность

За что американец любит Россию и почему ее не любят россияне?
08.08.2011




Тим Керби - молодой американец, видеоблогер, после пяти лет жизни в России утверждает, что именно здесь - его дом. На празднике истобенского огурца Тим «жег» глаголом сердца заезжих блогеров и местных журналистов, около получаса рассказывая, почему россияне не путешествуют по прекрасной России, почему американцы так любят свою страну и как Кировская область может стать столицей мировой охоты. Что еще знает влюбленный в Россию американец?

Показывать Россию. Такую Россию, какая она есть на самом деле, а не какой ее видят на Западе. Эта идея родилась у Тима и его единомышленника Павла Картаева практически на кухне за рюмкой (какого конкретно горячительного, Тим не сказал) и они начали снимать видеоролики о Москве и других городах. Видеоблог «Царь-подкаст» (о России для иностранцев) можно найти в Интернете.
Тим родился и вырос в США, в штате Огайо. «С рождения я жил в районе, где одни негры, - рассказывает он в студии «Эха Москвы». - Я был исключением. Хотел быть репером, прямо как Эминем, но независимо от того, что бы я ни делал, меня ненавидели. А я во многом смотрю на мир как афроамериканец и белых американцев тоже не люблю. Когда я узнал, что у меня славянские корни, собрал немного денег и поехал в Польшу на месяц. К тому же, всегда было интересно, что на другой стороне железного занавеса». Через несколько лет Тим приехал в Россию навсегда. В Москве у него жена-кировчанка, маленький ребенок и работа, говорить о которой ему не позволяет «высокая корпоративная секретность». «Но я могу вас заверить, что не работаю ни на американское, ни на русское правительство», - уверяет он.
В Истобенск Тима позвали не просто так: в ответ на гостеприимство он снял про Киров и праздник Огурца видеоролик, который уже можно найти на YouTube.
Когда мы созвонились с Тимом в скайпе, он как раз записывал текст к ролику.

Зачем тебе это надо, Тим? Зачем ты делаешь этот ролик?
Мне обеспечили бесплатную поездку, я сейчас обязан показать Киров людям. Это вообще очень умное решение - позвать известных блогеров, чтобы они продвигали регион. Когда я говорю, что моя жена из Кирова, мне тут же рассказывают, что там нет работы и ничего не развивается. Губернатор показал нам, что это не так. У вас есть даже знаки на каждом доме, и виден номер. Это прекрасно. В Москве никогда не понятно какая улица, какой дом.

А Кировская область оправдывает стереотипы, которые сложились о России в Америке?
Нет, конечно. Американцы думают, что в России до сих пор коммунизм, Сталин жив, везде солдаты, ядерные бомбы, тюрьмы и мировая угроза. У меня есть друг, который уехал из США в Венгрию. Так вот когда он сказал своей бабушке, что едет ко мне в гости в Россию, она удивилась, что здесь вообще здания есть. Считается, что Россия - самая неразвитая страна. О медведях на Красной площади американцы не думают, если, конечно, знают, что в России есть города. А вот водка - это действительно стереотип, который, в общем-то, оправдывается.

В Кировской области сейчас «сухой закон». В Истобенске как все происходило? Пили?
Пили пиво. Кто-то, конечно, привез водку. Вообще, запрещать что-либо - очень неэффективный способ управления народом. Горбачев в России запрещал пить - не сработало. В США тоже запрещали, и все, чего добились за 15 лет, - создания американской мафии. У людей должна быть цель в жизни, тогда они пить не будут. Хотя, как бы это жестоко ни звучало, 5-10% мужиков просто пьют и все. И это не зависит от страны.

Перед тем, как приехать в Кировскую область, что ты знал о ней? И что знают о нас москвичи?
Я знал, что у вас есть «Вятич», дымковские игрушки. Москвичи не знают почти ничего. Я уже говорил в Истобенске: пока Киров не отличается от других городов. Киров, Пермь, Сыктывкар - все одинаковые в представлениях россиян. Именно поэтому не развивается внутренний туризм. Надо найти свою «фишку» и продвигать ее. Почему бы, например, не делать в Кирове самую лучшую в мире охоту? Если будет место, где все подготовлено, где тебе выдадут оружие, научат им пользоваться, развлекут, где можно будет показать сыну, как отдыхают настоящие мужики, - люди будут приезжать. Но, конечно, в первую очередь, правительство должно создать условия, чтобы бизнес мог работать нормально. Знаете, я тут в Венгрии видел классный бизнес-план, уже решил воплотить его в жизнь в России, но друзья мне сказали: дружище, ты в Москве, будет кавказская мафия, взятки милиционерам и все прочее. Вот это надо искоренять. И пиарить свою «фишку». Истобенский огурец - уже «фишка». Это было очень весело, об этом говорили в новостях, писали в блогах. Надо только сделать дорогу до Истобенска. Кстати, я в Кирове был три раза и могу сказать:  дороги в городе адекватные.

Ты собираешься оставаться в России?
Россия - мой дом. Здесь есть ощущение великой победы, здесь все великое. Встаешь на холм, и видно массивность России. Огромная страна. Это классно. Призрак коммунизма еще жив в небольших городах и мне это нравится. Хотя россиянам теперь стыдно быть русскими. С рождения человеку, который живет здесь после распада СССР, каждый день говорят, что он говно, что Россия- говно, что русские не могут ничего делать и так далее. А Запад такой деятельный и замечательный. Я всегда пытаюсь объяснить людям, что многие из мифов, созданных про Запад - не реальны. То, что мы видим в телевизоре - обман, подделка. А люди хотят уехать из России, чтобы жить в этих красивых квартирах, которые видят по телевизору, ездить на дорогих машинах, жить для себя. Не потому, что им интересна страна, ее история и культура, а потому, что они просто жадные. Эта жадность убивает Россию. Это бесит. И еще бесит, что меня многие пытаются отговорить любить Россию. Пропаганда против собственной страны настолько сильна, что это какой-то ужас.

То есть причина такого огромного потока уезжающих из страны - в людях, а не в самой стране?
Это вопрос отсутствия идеологии. В каждой стране есть миф. Миф США о том, что умные люди написали договор, создали конституцию, построили прекрасное общество, и все, кому где-то было плохо, приехали в Америку. Значит везде - хуже, чем в Америке. В Коммунизме тоже была идеология. Зачем существует новая Россия вы можете ответить? Каждый русский человек рождается в мифе о том, что новая Россия началась во время развала Советского Союза, когда все продавалось и все были бандитами. Русские - пессимисты, они убеждены, что проиграли. Пора начинать раунд второй. Как в футболе: когда команда проигрывает, всегда есть следующий кубок. Пора и Россию перезапустить.

Беседовала Мария Петухова

Источник: Бизнес Новости

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нестраховой случай

Американцы опять как мураши неутомимо трудятся над надуванием очередного пузыря. На сей раз в страховой сфере (опять финансовый сектор, бол...